Как правильно оформить ДТП без вызова ГАИ

Телогрейкин о европротоколе: как правильно оформить ДТП без вызова ГАИ.

Еще в 60-х годах прошлого века в Европе родилась идея оформления ДТП без участия представителей дорожной полиции. Автомобилей становилось все больше, аварии стали случаться чаще, полиция начала увязать в протокольной бюрократии.  

Франция — страна, в которой старые города совершенно не приспособлены для автомобильного движения, — испытала весь ужас так называемых «парковочных ДТП». В какой-то момент терпение французского МВД лопнуло, оно выступило с инициативой провести грань между своими интересами и интересами страховых компаний. Так, в далеком 1972 году родилось первое в Европе решение о возможности для водителей «разбираться самим». Это решение еще около 10 лет «оттачивалось», претерпело массу дополнений и изменений. Вскоре бельгийцы переняли эту практику, и в течение последующих 30 лет данная норма появилась почти во всех странах Европы. Сегодня единого европейского законодательства на этот счет не существует, каждая страна устанавливает свои правила и суммы страхового возмещения. Но лицевая сторона бланка европротокола идентична во всех странах, отличается лишь языком, на котором напечатана, а присматривает за этим Европейский комитет страхования.

К нам такое благо цивилизации пришло в 2010 году. Пришло робко, стеснительно, с суммой страховой выплаты 200 евро. Зарекомендовало себя неплохо и спустя время «заслужило право» на повышение лимита до 400 евро. Это действительно немного разгрузило инспекторов ДПС. Конечно, не так оптимистично, как сегодня рапортуется, — якобы до 30% ДТП оформляется по европротоколу. Мне лично слабо в это верится, скорее всего, цифра завышена минимум вдвое. Так что за прошедшие 6 лет динамика внедрения европротокола не радует.

В чем же причины такой непопулярности предлагаемого варианта решения вопроса на дороге?

Первая — люди. Думаю, не промахнусь, утверждая, что четверть водителей до сих пор вообще не знает о существовании возможности разойтись европротоколом. Не рассказали в автошколе, не подсказали в страховой, промолчали гаишники, не показали по телевизору, не напечатали в газете, не увидел плакат или растяжку отдела агитации и пропаганды УГАИ, особенно если их нет.

Еще четверть водителей вроде что-то где-то слышала и, возможно, даже видела бланк, но аморфно полагает, что если это не является обязательным, то лучше не заморачиваться и действовать по старинке, через ГАИ.

Четверть при виде испещренного мелким шрифтом бланка опасается перспективы «накосячить» при заполнении и тем самым лишить себя права на получение выплаты. Другие полагают, что это некое юридическое таинство, не постижимое без высшего образования. Найдутся и те, кто вообще увидит тут какую-то спланированную мошенническую западню для их кошелька и подвох.

Реально лишь четверть водителей, в основном в больших городах, спокойно использует европротоколы и по достоинству ценит такой вариант.

Вторая причина — сумма. В Европе это тысячи евро, и нужно крепко постараться так развалить автомобиль, чтобы превысить лимит. Наши 400 евро на этом фоне вызывают улыбку. К тому же есть проблема с оценкой, ведь «промахнуться» на пару сотен очень даже легко. Треснутый бампер просчитать — это одно, а когда речь идет о замене элемента или о скрытом дефекте — совсем другое. Очень малый диапазон для маневра. Именно поэтому инспекторы ГАИ не всегда предлагают водителям составить европротокол. Наши граждане, не уложившись потом при оценке в ожидаемую сумму, склонны писать жалобы в духе «это инспектор нас подстрекал». Но инспектор не аварийный комиссар и может лишь высказать субъективное мнение. Зато после таких жалоб у него надолго отпадает желание помогать водителям разъехаться без штрафа за ДТП. Сегодня МВД инициирует повышение суммы выплаты уже до 1000 евро. Хорошая инициатива. В этом диапазоне можно при оценке на месте и промахнуться на пару сотен евро. В любом случае цифра пополнила бы ряды «поклонников» европротокольного варианта. А кто мешает? Я полагаю, что та «продвинутая» четверть водителей, которая заинтересована в повышении лимита по европротоколу, с удовольствием поддержит модное нынче течение и подпишет петицию.

Что касается страховых компаний, то понятно, что это не благотворительный фонд. Они с удовольствием принимают деньги при заключении договора и весьма неохотно возвращают при выплате. Их где-то можно понять, ведь европротокол — это Клондайк для страхового мошенничества. Кто-то сам помнет о забор автомобиль и договорится с соседом по-братски поделить «халяву». А содержать аналитический центр и страховых детективов накладно. Вместе с тем порядочных людей, впервые заполнивших европротокол и допустивших при этом ошибки или помарки, заворачивают, никто не торопится оказать им помощь. От этой недоброжелательности тоже рождается часть негатива.

Существует еще масса неожиданных вопросов, не на все есть четкие однозначные ответы.

Например, не всегда ДТП происходит на парковке или в тихом дворе. Это случается и на улице с интенсивным трафиком, когда автомобили создают препятствие другим участникам движения, и на МКАД, где стоящие автомобили вообще создают опасность. В какой момент при составлении европротокола можно перемещать автомобили на обочину? Формально, я полагаю, хоть сразу же, если оба участника не горят желанием встречаться с ГАИ. Все равно ответственность наступает лишь по требованию потерпевшего. Только при этом обязательно выполнить несколько условий: убедиться, что все с «правами», что присутствуют страховки, никто не пьян, не пострадал, оценить ущерб, нарисовать схему… Если что-то пойдет не так, то потерпевший еще успеет обезопасить себя. Если недостатки выяснятся уже на обочине — беда, и европротокол не имеет силы, и ГАИ уже «ввалит» за оставление места ДТП, и никому не будет интересна забота о других участниках движения. Когда условия соблюдены, остается 5-7 минут на собственно заполнение. Если они так важны для трафика, можно перемещаться и дописывать на обочине.

Возможно, у специалистов из отделов АиП УГАИ другая точка зрения. Мы ждали 6 лет, подождем еще немного, чтобы ее услышать. А еще лучше увидеть на милицейских агитационных плакатах, прослушать в радиоэфире, посмотреть по телевизору и насладиться разъяснением.

Василий ТЕЛОГРЕЙКИН
Специально для ABW.BY

 

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *